четверг, 27 июня 2019 г.

Незатейливые, состоящие всего из нескольких строк, простые по форме потешки, прибаутки, песенки-небылицы, скороговорки особенно ценны для активизации ребёнка в тот период, когда у него ещё не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
 Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания, эмоциональные обращения заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. В потешках и песенках оживают явления природы:
                               "Ночь пришла, темноту привела",
"Солнышко-вёдрышко обогрело телят,
ягнят, ещё маленьких ребят",  
                    "На небе появилась радуга-дуга, высока и туга".
Поэтично и образно описание животных:
Кисонька-мурлысонька едет на мельницу, чтобы испечь пряники; Сорока-белобока кашку варит - деток кормит;
Котик идёт на торжок и покупает пирожок;
Белка сидит на тележке, продаёт она орешки;
Заинька гореньку метёт.
Персонажи трудолюбивы, ласковы, заботливы, собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца.
 Стихи, прибаутки, поговорки, образные слова благоприятствуют освоению языка, восприимчивости художественного слова, пробуждают эмоциональный отклик на ритм, музыкальность стихов, обогащают чувства ребёнка пониманием добра, ласки, тепла.
 Разговаривая с малышом, наклонившись над кроваткой или укачивая его  на руках, взрослый употребляет напевные стихи:
"Баюшки-баиньки!
Жили-были заиньки!"
 "Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!
Прилетали журавли!"
   "Ай, тюшки, тюшки, тюшки!
Вырастали лопушки!"
 Ребёнок перестаёт плакать, прислушивается к интонации, у него формируется устойчивое слуховое сосредоточение на разную интонационную окраску речи.
 В этот ранний период жизни малышу следует читать  напевные короткие, интонационно выразительные произведения, состоящие из 4-8 строк. Можно использовать отрывки из более крупных произведений, в которых содержатся вопросы, восклицания, утверждения.
 Вопросительно-радостная интонация хорошо передаётся в потешке:
"Ладушки-ладушки"
Ладушки-ладушки!
  Где были?
   У бабушки!
Что ели?
Кашку! 
 В других потешках передаётся не только весёлое настроение, но и недовольство, повеление:
                                                                 Баю-бай, баю-бай!
                                                                 Ты, собачка, не лай.
                                                                 Белолапа, не скули-и-и,
                                                                 Мою Таню не буди-и-и. (Строго)
                                                                 Темна ноченька - не спится.
                                                                 Моя Танечка боится. (Ласково)
                                                                 Ты, собачка, не лай,
                                                                 Мою Таню не пугай. (Строго)
 Детям первых месяцев жизни нравятся напевные прибаутки, в которых звучат спокойные интонации:
                                                                На дубочке, на дубочке,
                                                                Тут сидят два голубочка.
                                                                У них шейки голубые,
                                                                У них перья золотые,
                                                                Красные кафтанчики,
                                                                Синие карманчики.
                                                                На дубу они сидят,
                                                                Меж собою говорят
                                                                Всё про Галеньку,
                                                                Всё про маленьку.
 С появлением лепета взрослый активно помогает формированию речи, обращаясь к ребёнку короткими эмоциональными фразами, подговорами, в которых голосом выделяются и неоднократно повторяются нужные слоги, созвучные лепету:
                           "Ба-ю, бай! Ба-ю, ба-юшки! Не ложись на краешке!",
                           "Ти-ли, те-ли, ти-ли, те-ли! К деткам птицы прилетели!",
                           "Ай, ки-чи-ка-чи! Прилетели к нам грачи!",
                           " Приди, приди, солнышко, под наше око-о-онышко!
                            Лей щедрее, со-о-олнышко,
                            Зо-о-олото в око-о-онышко!"
 Вначале ребёнок произносит за взрослым отдельные звуки, наиболее лёгкие для него, затем слоги.
 Малышу надо напевать песенки, содержащие звукоподрожание музыкальным инструментам, например, дудочке ("Ой, ду-ду, ду-ду..."), свирели ("Ай, люли, люли, люли..."), колокольчику ("Тили-бом! Тили-бом..."). Все они чаще передают восклицательные интонации:
Ой, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу!
Он играет во трубу!
                     Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (Радостно)

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Потерял пастух дуду. (Огорчённо)
А я дудочку нашла,
Пастушку  я отдала:
"На-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок!
Там бурёнка лежит,
На телёнка глядит,
А домой не идёт,
Молока не несёт.
Надо кашу варить,
Сашу кашкой кормить. "
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (Радостно)
 При чтении необходимо соблюдать медленный темп, делать паузы, давая возможность ребёнку вслушаться в речь взрослого. В начале в гукании малыша появляются звуки, напоминающие гласные А, О, Ы, И.
В первые месяцы следует напевать потешки, где имеются похожие словосочетания:                       
Петуш-о-ок, петуш-о-ок 
   Золото-о-ой гребешо-о-ок,
Ты подай голосо-о-ок
    Через тё-ё-мный лес-о-ок. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий